Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок — 5 частей

Matte painting: создание горного пейзажа. Большой урок — 5 частей
Matte painting становится всё более важной частью цифровой индустрии. Фоны некоторых наиболее эпической сцен в кино были созданы мэтпейнтерами, которые использовали методы, затронутые в этом уроке. Я расскажу вам о данном виде цифрового искусства и покажу как добавить фотографии и интегрировать их в вашу сцену. Это будет необходимо как для начинающих так и более опытных мэтпейнтеров.

Используемая программа: Photoshop

Часть 1: Идея

Вдохновение для этой работы пришло ко мне после просмотра диснеевского анимационного фильма Тарзан (1999). Я хотел создать пейзаж с джунглями, сквозь которые проходит лёгкий свет и едва касается горных вершин. Я также хотел использовать фотографии, которые сделал в путешествии по Вьетнаму.

Чёрно-белый эскиз

Я начал работу с очень маленького чёрно-белого эскиза. Я обычно не делаю их больше 300 пикселей в ширину. Таким образом у меня нет соблазна вдаваться в детали, остаётся только сосредоточенность на общей картине.

В нижнем углу я нарисовал стрелку, которая напоминает мне о направлении света. Также в середине я нарисовал четыре круга с разной насыщенностью. С помощью них я могу выбрать различную насыщенность цвета без необходимости заходить в палитру цветов. Теперь я буду рисовать как свет солнца попадает на горы.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я намеренно нарисовал облака и горы в долине, потому что теперь я мог создавать солнечный свет, чтобы он не выглядел слишком искусственным. Таким образом, вы всегда можете сказать, что густые облака отбрасывают тени, а если этого недостаточно, у вас есть большие горы, которые тоже отбрасывают тени в долину.
Я выбрал водопад главным объектом изображения, а храм перед ним вторичной точкой.
Я сконцентрировался на форме гор, чтобы показать как освещённую, так и теневую стороны. Кроме того, я пытался провести взгляд зрителя по всему изображению до тех пор пока он не начнёт вглядываться в дальние горы и небо.

Композиция

Сейчас я постараюсь объяснить немного о композиции. Хорошо помнить о Золотом сечении, хотя я не придерживаюсь строго и этого правила, так как это ограничивает меня в моём творчестве. Тем не менее это правило очень полезно знать, когда вы натыкаетесь на препятствие и не понимаете, почему ваша картина «не работает». В этом случае я бы разделил огромные массы гор на прямоугольники.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я нашёл, что Золотое сечение будет полезно не только для размещения главных точек, но более в качестве ориентира, чтобы убедиться, что я не нарисовал в фигурах равных долей светов и теней. Оно поможет вам найти правильный баланс.

Пропорции

Следующее изображение более чётко объясняет идею деления на массы. Левое изображение хорошо организовано. Здесь не возникает неопределённости и не ставится вопрос видим ли мы равенство или неравенство. Основным правилом здесь является хорошая композиция, чтобы не путать зрителей на любой стадии. Чем легче будет глазу понять изображение, тем лучше. Особенно это относится к кино, где кадр появляется на экране всего несколько секунд. Это также нужно иметь в виду, когда режиссёр хочет запутать зрителя, но даже в этом случае лучше делать это намеренно.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Баланс

На этом этапе особенно (и во время всего процесса работы) я отразил изображение по горизонтали, чтобы проверить баланс (Image > Image Rotation > Flip Canvas Horizontal).
Это очень важно для хорошо сбалансированного изображения. И под этим я подразумеваю, что связь между всеми массами (визуальный вес) должна быть сбалансирована. Левый прямоугольник представляет напряжение визуальных сил. Попробуйте представить себе холст как область энергии. Если поместить некоторые объекты в этой области, например, чёрный круг, эти визуальные силы попытаются подтянуть его к одному из направлений.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Чем ближе объект к границе изображения, тем мощнее силы. Вот почему крупные объекты, помещённые в углу изображения не создают уравновешенных композиций. Они должны быть установлены ближе к центру или быть уравновешены другим объектом. В этом примере большой круг помещён почти в центре, немного левее, а маленький круг хорошо его уравновешивает, будучи помещённым немного правее. Правила, как я уже говорил являются весьма субъективными и у каждого из нас разные вкусы. Это хорошая идея для изучения картин, которые вам нравятся и для развития своего собственного уникального стиля.
Есть много полезных правил, которые надо изучить, и если у вас есть проблемы с запоминанием как у меня, то я бы посоветовал распечатать все правила на листе и держать их рядом с монитором.

Небесный градиент

При небольшом масштабе чёрно-белая картинка была довольно удовлетворительная, поэтому я увеличил её до 2000 пикселей. Затем я начал с цветового градиента.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я пытался создать небо, так как все остальные элементы изображения были зависимы от него. Я решил подобрать цвета запоздалой вечерней зари. Для этого можно посмотреть на фотографии, а ещё лучше выглянуть в окно.

Окраска гор

Затем поверх градиента я поместил мой чёрно-белый рисунок и стёр область неба.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я откорректировал цвет эскиза, чтобы он примерно соответствовал небу. Сделав это, я назначил стиль смешивания Multiply для эскиза.

Добавление деталей и цветовые изменения

На данном этапе я начал вводить больше цветов и деталей.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я не планировал сильно детализировать эскиз, потому что всё будет заменено на фотографии. Я хотел придать ему живописный вид. Я также хотел, чтобы в дальнейшей работе с фотографиями эскиз мне помог. Я нуждался в информации о размещении ключевых элементов, о рисовании света, о количестве камней и растительности, о цветовых переходах от тёплых солнечных к прохладным теневым.
Я смешал цвета прямо на холсте с помощью Opacity Jitter, установив Pen Pressure для пера Wacom. Таким образом я смог подобрать тёплые солнечные цвета и нарисовать их прямо поверх теней гор. Я больше не пользовался цветовыми кругами. Вместо этого я выбрал различные цвета из палитры, чтобы разнообразить мою живопись. Я обычно кладу несколько оттенков на холст и тем самым делаю процесс быстрее, так как могу брать цвета сразу оттуда.

Кисти и настройки

В течение всего процесса я использовал три стандартные кисти Photoshop:

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Round Soft brush для тумана, водопадов и мягких переходов
Chalk brush для скал
Chalk brush (с включённым параметром Scattering) для растений.

Добавление деталей

Затем я сосредоточился на деталях, начав добавлять деревья и храмы.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я поместил их в тех местах, где контраст был выше, так как это означало, что мы увидим их более чётко. Я пытался добиться глубины путём размещения деревьев в разных плоскостях. Также при рисовании облаков я убедился, что можно дать им глубину, поместив меньшие облака на большем расстоянии.

Финальное изображение

Я сделал тона картины немного теплее с помощью корректирующего слоя Curves.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я также добавил туман в нижней части горы с помощью Lasso и рисования в выделенной области.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

В завершении я немного сплющил картину, так как мне казалось, что горы были слишком вытянутыми.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Часть 2: Добавление неба

Небесный градиент

Теперь мы можем приступить к созданию финального изображения. Первым шагом будет увеличение размера картины. Я выбрал 4096 пикселей по ширине. Я обычно делаю так потому, что это в два раза больше стандартного разрешения фильма. Я могу также рисовать в данном разрешении, используя стандартные кисти Photoshop, не беспокоясь, что изображение будет выглядеть слишком живописным в конце. В действительности я сделал изображение даже больше, потому что по краям я оставил чёрные отступы. Вы можете перенять эту хорошую привычку, так как в дальнейшем вам может понадобиться изменить композицию или показать ту часть изображения, которая находится вне кадра анимации. Таким образом у вас есть доступное дополнительное пространство картины.
Я начал создание неба с основного градиента.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Благодаря этому я мог добавлять различные слои облаков друг на друга. Размещение облаков на разных слоях поможет, если вы будете делать анимацию изображения. Возможность перемещать их независимо друг от друга сделает кадр более правдоподобным.

Размещение эскиза

Поверх небесного градиента я разместил эскиз, чтобы иметь лучшее представление о том, где поместить облака.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Во время всей работы я продолжал держать эскиз поверх всех слоёв, включая и выключая его, и проверять, что я не изобрёл чего-то, что отличается от оригинальной идеи.

Добавление первого слоя облаков

Очень важно убедиться, что направление освещения в фотографиях соответствует направлению освещения в эскизе. Как вы можете видеть, линия горизонта на фотографии не соответствует линии горизонта на эскизе.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

В любом случае я решил попробовать работать с этой фотографией и оказалось, что она подходит. Я откорректировал изображение с помощью Curves. Для того, чтобы придать более живой вид, я поместил слой дымки над облаками. Вы увидите, что я пользуюсь подобным методом очень часто. Я постоянно провожу цветокоррецию картинок, чтобы они соответствовали изображению, и затем выше помещаю слой того же цвета, чтобы изменить режимы смешивания и смягчить тона. Это связано с тем, что существующая атмосфера сделает изображение более правдоподобным.

Вставка облаков в эскиз

С крупным облаком работы у меня больше, потому что пересмотрев всю свою библиотеку фотографий, я не нашёл облако нужной формы. Поэтому я решил преодолеть трудности с большим облаком, начав работать прямо на эскизе, и исходить из этого.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Цветокоррекция фотографии облаков

Эта фотография подходит мне для нижней части моего большого облака. Я провёл коррекцию фотографии и затем с помощью маски слоя оставил только ту часть, которая мне нужна. На данном этапе важно упомянуть немного о коррекции в Curves. Это очень сильный инструмент и я пользуюсь им постоянно. Я корректирую каждый канал отдельно.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Цветокоррекция красного канала

В первую очередь я откорректировал красный канал. Я хотел увидеть больше красного в облаках, которые освещены солнцем, потому что в эскизе тени более фиолетовые, а света более красные.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

В данном случае я понизил яркость красного канала в тенях и увеличил в светах.

Цветокоррекция зелёного канала

Следующим шагом я уменьшил насыщенность зелёного в тенях и сохранил насыщенность зелёного только в светлых участках облаков.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Цветокоррекция синего канала

В заключении я откорректировал синий канал.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Облако к тому же не сочеталось хорошо с эскизом, но здесь главное как смотрелась теневая сторона облака, потому что, если вы помните, я использовал эту фотографию только для нижней части облака.

Эти изображения показывают прогресс работы и затем облака на своём месте.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я хотел, чтобы облака были пухлыми. Для этого я использовал фотографию ещё одного облака и включил её в сцену.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я извлёк облако с помощью красного канала, потому что этот канал даёт наибольший контраст между цветом облаков и неба. Я сделал копию этого канала, а потом провёл коррекцию, создав маску из выделения. Поскольку цветокоррекция с помощью канала была не идеальной, я закрасил серый цвет и шумы белым.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Эту маску я создал из выделения.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

И так облако выглядело после помещения на небесный градиент.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Для левой части облака я использовал другую фотографию и цветокоррекцию, как с предыдущим облаком.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Часть 3: Добавление деталей

После неба я сосредоточился на горах. Как вы можете видеть, я пока оставил старое небо с облаком в середине, которое я решил удалить позже.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Перспектива

Правильная перспектива это очень важно. Рисовать пейзажи с корректной перспективой это довольно сложно. Перспектива, конечно, относится и к горам и к любым другим объектам, а потому множественные изменения формы затрудняют определение правильной перспективы.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Однако всё гораздо проще, когда речь идёт о таких вещах как архитектура. Вам нужно использовать свой собственный глаз, чтобы судить о перспективе.

Точка схода

Каждая гора имеет свою собственную перспективу с разных точек схода. Я создал направляющие для горы с водопадом, в качестве примера. Они имеют две точки схода.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Одна слева, другая справа. Обе уходят далеко за рамки картины. Это полезно для всех (особенно начинающих), чтобы понять как получить правильную перспективу для объектов сцены, прежде чем начать добавлять фотографические элементы. Это было бы хорошим упражнением для создания аналогичных направляющих для гор. Поскольку все горы стоят в разных направлениях, то и перспектива будет для каждой разной. Если я не уверен в перспективе, которую нашёл, то всегда могу создать простую трёхмерную сцену.
Прежде чем начать новую работу, я собираю большую библиотеку фотографий, с которыми буду работать. С этой работой всё было просто, потому что у меня уже было много фотографий, которые я сделал во Вьетнаме и Таиланде. Иногда мне требовалось потратить целый день, чтобы найти подходящие картинки.

Отдалённая гора

Я использовал эту фотографию для отдалённой горы, потому что она похожа на то, что задумано у меня в эскизе.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Вы возможно заметили, что я также использовал эту же фотографию для правой горы на переднем плане. Мне очень понравилась форма скал в сочетании с растительностью. Позже я переделал отдалённую гору, чтобы она отличалась от горы на переднем плане, ведь я не хочу, чтобы на картине были клонированные элементы. В этот момент я начал думать о масштабе горы и особенно о масштабе деревьев. Естественно, что деревья, которые будут находиться дальше, выглядят меньше, чем деревья на переднем плане, и если я смогу показать данный нюанс правильно, это повысит достоверность моей картины.

Первая гора

Вырезание этой горы было очень быстрым, потому что за ней было только белое небо. Я использовал тот же метод вырезания, что и в предыдущей главе, затем переконвертировал слой в смарт-объект. Этот метод помогает сохранить детали слоя после преобразования. Поступая так, я смогу преобразовать слой, не беспокоясь о потере качества, даже если решу увеличить изображение.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Недостатком является то, что он увеличивает размер файла Photoshop. Из-за этого я конвертировал слой обратно, когда был доволен внесёнными в него изменениями.

Добавление цвета неба

Я считаю, что добавление слоя с цветом неба, а потом замена режима смешивания на Multiply, это самый быстрый способ исправить цвет фотографии. Этот метод особенно полезен если вы хотите затемнить вашу фотографию, а затем подогнать цвета.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Первым шагом при добавлении этой фотографии было создать правильный цвет горы, и заставить её выглядеть так, как будто она находится в тени. Однако вы должны сделать это без добавления тумана или атмосферы, так как добавите их позже. На данном этапе я выбрал цвет неба, взяв его с теневой стороны облака. Затем я сделал новый слой выше горы и создал обтравочную маску. Вы можете сделать это, нажав между двумя слоями клавишу Alt (в Windows). Обтравочная маска позволяет рисовать на новом слое, не затрагивая нижний слой. Я часто манипулирую настройками непрозрачности данного слоя для достижения желаемого эффекта и сохранения цветов оригинального слоя. Я иногда замечаю, что в слое Multiply краски тускнеют.

Добавление тумана

Я создал другую обтравочную маску, используя цвет неба. На этот раз я использовал отдалённый цвет неба, а не цвет облака. Я сделал так, потому что туман это частицы, освещённые солнцем, а значит светлые. Я также изменил режим этого слоя на Lighten. Таким образом я сохранил света, но снизил уровень чёрного.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я уменьшил непрозрачность этого слоя до 72%. Когда дело доходит до величины непрозрачности, которую вы должны настроить, это сводится только к собственному суждению.

Добавление солнечного света

После завершения работы с туманом, я начал добавлять солнечный свет. Я продублировал имеющуюся фотографию и переместил её выше всех слоёв, установив режим смешивания на Screen.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Этот режим смешивания позволяет вам добавить больше яркости, чем в слое ниже. Даже если погода в картине устанавливается пасмурная, я всё равно рисую немного прямого света на горах.

Цветокоррекция

Затем я создал изображение с высоким контрастом, чтобы использовать его как световой слой. Я добавил тёплые солнечные тона в этом слое, которые отражают некоторые тёплые тона неба.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Рисование светов

Я сделал незначительные корректировки цвета, затем продублировал слой с режимом Screen, чтобы я мог видеть финальный эффект солнца на скале. После этого я создал чёрную маску и белой кистью закрасил на ней мой солнечный свет, чтобы создать его в верхней части горы.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Создание эффекта «обволакивания» светом (Light Wrap Effect)

Последняя вещь, которую нужно сделать, чтобы сымитировать эффект объектива камеры и показать свет, это размыть края где имеется высокий контраст. Эту небольшую технику я узнал, когда изучал композитинг. Если вы анимируете кадр с самолётом, летящим за горой, например, то эффект размытости света изменится. В этом случае, я бы не делал статические рисованные эффекты света, искажающие край горы, а объединил слои с ними позади горы. Именно поэтому я использовал слой неба и нарисовал «обволакивание» светом в маске, чтобы показать его по краям.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Финальный результат

Вот финальный результат, показывающий добавленные горы.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

С другими горами я работал аналогичным образом, кадрируя и всячески настраивая фотографии.

Часть 4: Освещение

Проработка деталей

Как только большая часть эскиза была покрыта фотографиями, я начал работать с каждой формой гор отдельно.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Во-первых, я добавил семь различных фотографий, которые напоминают мой эскиз. Я был не слишком обеспокоен тем, что их форма не точна, потому что знал, что буду рисовать по ним или добавлять другие фотографии на более позднем этапе.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я выбрал гору с небольшой расщелиной у основания, потому что это было похоже на место для будущего водопада. Позднее оказалось, что в этом не было необходимости, потому как она скрылась за брызгами воды, но всегда хорошо думать о картине как о реальной конструкции с разными слоями правдоподобности. Например, если вы делали это для фильма и режиссёр решил, что он хочет убрать водопад, вам понадобится несколько правдоподобных деталей в этом месте.
Потом я работал над изображением, начиная с самых дальних слоёв.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

В этот момент я был сконцентрирован на создании определённой формы гор. Самыми главными были для меня области, находящиеся лицом к солнцу, так как там сосредотачивается наибольшее внимание зрителя. Поэтому я не хочу, чтобы эти части горной цепи выглядели плоскими и неинтересными. Также важно нарисовать или найти фотографии, которые отличаются друг от друга цветом, формой скал и деревьев. Я считаю, что важно иметь контрастные части, которые добавляют интереса и развлекают ваш взгляд.

Детали фона

Вот части гор на заднем плане.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я использовал четыре различные фотографии для достижения желаемого внешнего вида. Затем откорректировал их цвет. Я работаю с двумя мониторами и всегда ищу соответствующие фотографии на втором мониторе. Когда я нахожу её, то привношу фотографию в работу и проверяю полезна она или нет.

Водопад

Мне посчастливилось сразу найти тот водопад, который подошёл идеально.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Редко бывает так, что ты сразу находишь идеальное изображение, которое требует мало работы. В данном случае я просто откорректировал цвет с помощью Curves, добавил тёплые тона в светах и увеличил количество тёмно-синего цвета в тенях, чтобы затемнить основание и вершину горы. Я затемнил верхнюю часть водопада, чтобы сломать его длинную и скучную форму.
Вот результат добавления водопада в изображение.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Я изменил гору с правой стороны, хотя она и была готова, но не удовлетворяла меня общей формой. Я также изменил облик горы с водопадом. Я обратил большее внимание на эту часть, так как она является центром изображения и хотел, чтобы она выглядела наиболее интересной. Я также хотел, чтобы у этой горы было достойное «лицо», так как оно будет отражать солнечные лучи.
Я решил изменить форму горы за водопадом.

Matte painting: создание горного пейзажа.Большой урок - 5 частей

Не было никакой преемственности между двумя горами. Поэтому изменив их переднюю часть, я создал больше места для приятных светов. Размещая облака между гор, я могу разделить их и добавить глубину и высоту композиции. Я не добавлял никаких новых облаков на переднем плане, потому что хотел, чтобы они были выше определённой высоты и следовательно вне поля зрения зрителя, при этом часто включ

Читайте также: